Перспективный план
Цель деятельности: создание психолого-педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно обучаться и развиваться в данной педагогической среде.
Задачи:
1.Психолого-педагогическая поддержка всех первоклассников в период школьной адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и
деятельности.
2. Развитие познавательных возможностей учащихся 2 –3 классов.
3. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу, позволяющая, в дальнейшем, успешно адаптироваться в 5 классах школы.
4. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям.
5. Психологическое сопровождение учащихся 10 классов в период адаптации к новому коллективу.
6. Психологическая помощь учащимся в начальной профессиональной ориентации.
7. Психологическая помощь учащимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам.
Основные направления в деятельности:
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.
2. Психологическая помощь учащимся 4 классов в период подготовки к переходу в среднюю школу.
3. Психокоррекция и развитие интеллектуальной сферы учащихся 2 –3 классов школы.
4. Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении.
5. Психологическая помощь учащимся выпускных классов в подготовке к экзаменам.
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 1-х классов (на первичном и вторичном этапе). |
Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время |
в течение года |
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения |
2 |
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
|
1. . Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований |
сентябрь
|
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
|
2.Экспертный опрос педагогов |
октябрь, апрель |
3.Экспертный опрос родителей первоклассников |
октябрь |
4. Психологическое обследование первоклассников (тестирование групповое). |
октябрь, апрель
|
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально) |
в течение года
|
6.Психологическое обследование готовности к школьному обучению у детей, поступающих в школу.
. |
апрель, май |
Выявление уровня готовности детей к школьному обучению, с целью компенсации, устранения и восполнения имеющихся пробелов |
3 |
Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
|
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися |
октябрь-май
|
Формирование психологического статуса школьника у первоклассников, испытывающих трудности адаптации, коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. |
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально). |
в течение года
|
4. |
Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников |
1.Психологическая гостиная «Выработка единых требований к первокласснику в семье и в школе». |
Сентябрь
|
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
|
2.Общее родительское собрание: «Трудности первых месяцев обучения в школе». |
октябрь
|
3.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей в школе». |
ноябрь |
4.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в школе». |
апрель
|
5.Индивидуальное консультирование |
в течение года |
6.Общее родительское собрание для родителей будущих первоклассников: «Ваш ребёнок идёт в школу» |
август
|
5. |
Консультационная и просветительская работа с педагогами
1-х классов. |
1.Метод. учёба: «Знакомство с программой: «Введение в школьную жизнь»ПРОГРАММА ШКОЛЫ! |
сентябрь
|
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие
педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с первоклассниками с
целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
|
2.Метод. учёба для педагогов: «Кризис 7 лет. Возрастные особенности. Трудности адаптации». |
сентябрь
|
3.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. |
в течение года |
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. |
в течение года |
6. |
Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников |
1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 1 классах школы. |
Ноябрь
|
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе. |
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации первоклассников». |
май |
7.
|
Методическая и аналитическая работа.
|
1. Подготовка опросников, анкет, тестов. |
Сентябрь
|
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
|
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
|
в течение года |
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий. |
сентябрь – октябрь
|
4.Обработка диагностики. |
в течение года |
5. Анализ деятельности.
|
январь, май |
2. Развитие познавательных способностей учащихся 2-3 классов
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Наблюдение учащихся |
Целевое посещение уроков во 2 классах. |
октябрь, ноябрь |
Выявление учащихся, имеющих недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём наблюдения.
|
2 |
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление познавательных возможностей учащихся 2-3 классов школы. |
1.Экспертный опрос педагогов |
октябрь |
Выявление учащихся, имеющих низкий и недостаточный уровень развития памяти, внимания, логического мышления путём проведения диагностики.
Выявление причин, затрудняющих развитие познавательной сферы учащихся 2 –3 классов.
|
2.Диагностика развития памяти, внимания у учащихся 2 классов групповая).
|
октябрь, ноябрь
|
3.Диагностика развития логического мышления у учащихся 3 классов (групповая). |
ноябрь, декабрь
|
4.Анализ педагогической документации. |
ноябрь |
5.Углублённое исследование познавательной сферы учащихся 2-3 классов (индивидуально). |
в течение года |
3.
|
Коррекционно-развивающая работа.
|
1. Коррекционно-развивающие занятия (групповые) с учащимися 2-3 классов по развитию памяти, внимания, логического мышления.
|
ноябрь-апрель |
Преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. Повышение уровня развития внимания, памяти, логического мышления у учащихся |
2.Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные) с учащимися 2-3 классов.
|
в течение года |
4.
|
Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 2-3 классов.
|
1. Общее родительское собрание: «Первые отметки»
(2 кл.).
|
Октябрь
|
Повышение психологической компетенции родителей учащихся, организация условий развития познавательной сферы
ребёнка в дом.условиях.
|
2. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Как помочь развить память и внимание?» (2 кл.). |
ноябрь
|
3. Родительское собрание: «Интеллектуальное развитие детей. Гимнастика для ума»
(3 кл.). |
декабрь
|
4. Индивидуальное консультирование. |
в течение года |
5. |
Консультационная и просветительская работа с педагогами
2-3 классов
|
1. Метод.учёба: ТЕМА ОПРЕДЕЛИТСЯ ИЗ ПРОБЛЕМ ШКОЛЫ |
январь
|
Повышение психологической компетенции педагогов, организация условий развития познавательной сферы
учащихся в школе.
|
2. Консультирование педагогов по вопросам развития познавательной сферы учащихся.
|
в течение года
|
3.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом.
|
в течение года
|
6. |
Методическая и аналитическая работа. |
1. Подготовка опросников, тестов. |
сентябрь
|
|
2. Подготовка к собраниям, метод.учёбе, коррекционно-развивающим занятиям. |
в течение года
|
3. Изготовление наглядных пособий для коррекционно- развивающих занятий. |
сентябрь |
4. Обработка диагностики.
|
в течение года |
5. Анализ деятельности.
|
январь, май
|
3. Психологическая подготовка учащихся 4-х классов к переходу в среднюю школу
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Наблюдение учащихся
|
.Целевое посещение уроков в
4-х классах. |
в течение года |
Выявление учащихся, испытывающих
проблемы в
мотивационно-личностной, интеллектуальной сферах, в межличностном общении путём наблюдения.
|
2. |
Психолого-педагогическая диагностика.
|
1. Экспертный опрос педагогов.
|
ноябрь |
Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путём диагностики |
2. Диагностика интеллектуальной сферы.
|
январь
|
3. Диагностика мотивации учения.
|
февраль
|
4.Диагностика школьной тревожности. |
март
|
5.Диагностика межличностных отношений в коллективе. |
октябрь
апрель
|
3. |
Коррекционно-развивающая работа. |
1.Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия). |
Октябрь
апрель |
Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению.
|
2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально). |
в течение года |
3. Классные часы. |
|
4. |
Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов |
1. Родительское собрание: «Психологическая готовность учащихся к переходу в среднюю школу».
|
ноябрь-март
|
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка.
|
2. Общее родительское собрание: «Скоро в 5 класс!». |
апрель
|
3. Индивидуальное консультирование.
|
в течение года
|
|
|
4. Семинар: «Психологическое здоровье учащихся». |
март
|
Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу. Преодоление трудностей через педагогические средства. |
5. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом. |
в течение года
|
5. |
Экспертная работа |
Пед. консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу». |
май |
Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу. |
6. |
Методическая и аналитическая работа. |
1.Подготовка опросников, тестов. |
сентябрь
|
Осуществление готовности к
выполнению
запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
|
2. Подготовка к собраниям, семинару, тренингам, классным часам. |
в течение года |
3.Изготовление наглядных пособий для занятий |
сентябрь – октябрь |
4.Обработка диагностики.
|
в течение года |
5.Анализ деятельности.
|
январь,
май |
4. Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в период адаптации к новым условиям.
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Наблюдение за процессом адаптации у учащихся 5-х классов (на первичном и вторичном этапе). |
Целевое посещение уроков, наблюдение во вне учебное время |
в течение года |
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации на первичном этапе и вторичном этапе путём наблюдения |
2 |
Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня адаптации первоклассников.
|
1. . Анализ педагогической документации и материалов предыдущих исследований |
сентябрь
|
Выявление учащихся, испытывающих трудности адаптации (на первичном и вторичном этапе) путём диагностики.
|
2.Экспертный опрос педагогов |
октябрь, апрель |
3.Экспертный опрос родителей пятиклассников |
октябрь |
4. Психологическое обследование пятиклассников (тестирование групповое). |
октябрь, апрель
|
5. Углублённое психологическое обследование учащихся (индивидуально) |
в течение года
|
|
|
|
3 |
Коррекционно-развивающая работа на этапе первичной и вторичной адаптации.
|
1.Коррекционно-развивающие занятия с учащимися |
октябрь-май
|
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности;
коррекция эмоционально-волевой сферы,
преодоление интеллектуальных трудностей при обучении в школе. |
2.Коррекционно-развивающая работа с учащимися (индивидуально). |
в течение года
|
4.
|
Консультационная и просветительская работа с родителями первоклассников
|
|
|
Повышение психологической компетентности в вопросах переживаемого детьми периода, принятие родителями на себя определённой ответственности за ребёнка, совместное решение проблемных ситуаций.
|
1.Общее родительское собрание: «Мотивация познавательной деятельности пятиклассника». |
октябрь
|
2.Родительское собрание: «Итоги первичной адаптации детей к новым условиям». |
ноябрь |
3.Родительское собрание:
« Итоги адаптации детей в школе». |
апрель
|
4.Индивидуальное консультирование |
в течение года |
|
|
5. |
Консультационная и просветительская работа с педагогами
5-х классов. |
1.Метод. учёба: «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе» |
сентябрь
|
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие
педагогической и психологической стороны деятельности учителя, работающего с пятиклассниками с
целью оказания помощи учащимся в период адаптации.
|
|
|
2.Консультирование по вопросам организации психолого-педагогической поддержки детей в период первичной адаптации. |
в течение года |
4.Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем обучения, поведения конкретных детей или класса в целом. |
в течение года |
6. |
Подведение итогов первичной и вторичной адаптации первоклассников |
1.Педконсилиум по итогам первичной адаптации учащихся в 5 классах школы. |
Ноябрь
|
Выработка стратегии и тактики в оказании помощи учащимся, испытывющим трудности адаптации в школе. |
2.Малый педсовет: «Итоги адаптации пятиклассников». |
май |
7.
|
Методическая и аналитическая работа.
|
1. Подготовка опросников, анкет, тестов. |
Сентябрь
|
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы.
|
2. Подготовка к собраниям, психологическим гостиным, коррекционно-развивающим занятиям.
|
в течение года |
3.Изготовление наглядных пособий для коррекционно-развивающих занятий. |
сентябрь – октябрь
|
4.Обработка диагностики. |
в течение года |
5. Анализ деятельности.
|
январь, май |
6. Психологическая помощь учащимся 9-10 классов в профессиональном самоопределении
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Психологическая диагностика |
1.Диагностика первичной профессиональной направленности (9 кл.) – групповая.
|
февраль, март
|
Определение способностей к тому или иному виду деятельности, профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, индивидуальных возможностей, способствующих начальному профессиональному самоопределению. |
2.Диагностика профессиональной направленности (индивидуально).
|
в течение года
|
2. |
Развивающая работа |
1.Предпрофильный курс по психологии: ПРОГРАММА ШКОЛЫ «Путь к успеху» (9-10 кл.). |
декабрь- январь
|
Овладение социально-психологическими знаниями.
Осознание своих
профессиональных
намерений,
интересов, склонностей, профессиональных предпочтений, эмоционального отношения к выбору профессии.
|
2.Классные часы.
|
ноябрь, март
|
3. |
Консультативная работа с учащимися |
Индивидуальные и групповые консультации |
в течение года |
Продвижение в процессе принятия решения о выборе профессии. Психологическая поддержка.
|
4. |
Консультативная и просветительская работа с родителями учащихся и классными руководителями, работающими
в 9 - 10 кл. |
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь в выборе профессии» (9 кл.).
|
январь-февраль
|
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах выбора профессии.
|
2.Индивидуальное консультирование родителей. |
в течение года |
3.Консультирование педагогов по вопросам профессиональной ориентации учащихся.
|
в течение года |
5.
|
Методическая и аналитическая работа.
|
1.Подготовка опросников, тестов. |
сентябрь
|
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий Осмысление результатов проведённой работы.
|
2. Подготовка к курсу , к классным часам, родительским собраниям. |
в течение года
|
3. Изготовление наглядных пособий для занятий. |
сентябрь, октябрь |
4.Обработка диагностики
|
в течение года |
5.Анализ деятельности
|
январь, май |
7. Психологическая помощь учащимся 11, 9 классов в подготовке к экзаменам
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Коррекционно-развивающая работа |
1. Тренинг: «Психологическая подготовка к экзаменам»
2. Классный час
|
Март
апрель
|
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы. |
2. |
Консультативная работа с учащимися.
.
|
Индивидуальные и групповые консультации |
в течение года |
Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок. |
3. |
Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами, работающими в 9 классах 11.
.
|
1.Родительское собрание: «Психологическая помощь ребёнку в подготовке к экзаменам». |
Апрель
|
Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.
|
2. Индивидуальное консультирование родителей учащихся. |
в течение года
|
3. Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки учащихся к экзаменам |
в течение года
|
4. |
Методическая и аналитическая работа. |
1. Подготовка к тренингу, классному часу. |
март, апрель |
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы |
2. Подготовка к родительскому собранию. |
апрель
|
3. Изготовление пособий для тренинга. |
февраль
|
4. Анализ деятельности
|
январь, май |
8. Мотивационно - личностное развитие учащихся 10 классов
№
п/п |
Содержание |
Формы и методы |
Сроки проведения |
Предполагаемый результат |
1. |
Наблюдение учащихся |
Целевое посещение уроков |
в течение года |
Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сфере путём наблюдения. |
2. |
Психолого-педагогическая диагностика |
1.Диагностика эмоционального состояния учащихся во вновь созданных классах. |
Сентябрь
|
Выявление учащихся, испытывающих проблемы адаптации, проблемы в мотивационно-личностной сфере
|
2. Диагностика мотивации учения |
октябрь
|
3. Диагностика тревожности
|
ноябрь
|
4.Диагностика самооценки
|
Ноябрь
|
5. Углублённое психологическое исследование (индивидуально)
|
в течение года
|
3. |
Коррекционно-развивающая работа |
1. Проведение классных часов
2. Проведение занятий: «Что такое психология?»
|
в течение года
в течение года |
Повышение положительного отношения к учёбе, учебной активности; обучение способам саморегуляции и самоконтроля; формирование чувства уверенности в себе, в свои силы.
Получение начальных, базовых знаний о психологии.
|
4. |
Консультационная работа с учащимися 9-11 классов |
Индивидуальное и групповое консультирование по проблемам мотивационно-личностной сферы |
в течение года
|
Выявление причин возникновения проблем в развитии личностной и мотивационной сферы, совместный
поиск путей
разрешения проблем. Психологическая поддержка |
5.
|
Консультационная и просветительская работа с родителями
учащихся 9-11 классов |
1.Родительское собрание: «Проблемы старшего подросткового возраста» (9 кл.).
2.Родительское собрание: «Влияние семейной микросреды на психическое развитие ребёнка. Роль общения в семье» (10 - 11 кл.).
3. Индивидуальные консультации.
|
Декабрь
январь
в течение года
|
Повышение психологической компетенции
родителей учащихся
в вопросах возрастных особенностей подрост-
кового возраста, принятие на себя ответственности за формирование позитивных отношений с ребёнком, за мотивационно-личностное развитие.
|
6. |
Консультационная и просветительская работа с педагогами, работающими в 9-11 классах. |
1. Семинар: «Школьные конфликты. Пути их разрешения».
2 .Консультирование по актуальным запросам,
касающихся проблем обучения, поведения
конкретных учащихся или класса в целом.
|
Март
в течение года |
Повышение психологической компетенции педагогов, приведение в соответствие педагогической и
психологической стороны деятельности учителей,
работающих с учащимися 9-11 кл.
|
7. |
Методическая и аналитическая работа |
1. Подготовка опросников, тестов.
|
Сентябрь
|
Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий.
Осмысление результатов проведённой работы
|
2. Подготовка к собраниям, семинару, занятиям, классным часам.
|
в течение года
|
3. Изготовление наглядных пособий для занятий.
|
сентябрь
|
4. Обработка диагностики. |
в течение года |
5. Анализ деятельности.
|
январь, май
|
Оснащение: психологическая литература, диагностический инструментарий, программы занятий, программы тренингов для учащихся, разработки классных часов, психолого-педагогический лекторий для родителей и педагогов, программы психологических гостиных для родителей, наглядные пособия, музыкальное оснащение пособия для психологических занятий.
|
|