|
|
Городской семинар для учителей гуманитарных дисциплин "Возможности реализации этнокультурного компонента в образовательном учреждении"
25 января 2013 года |
«Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные
национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных
ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку,
к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям…» Из послания Президента России
С сентября 2010 года наша школа стала городской экспериментальной площадкой по теме «Школа как социальная среда формирования мировоззрения учащихся». Все вопросы воспитания, обучения, развития, методики преподавания коллектив школы рассматривает через призму вопросов мировоззрения. 25 января 2013г. в МБОУСОШ № 32 в рамках панорамы экспериментальной деятельности прошёл городской семинар для учителей гуманитарных дисциплин «Возможности реализации этнокультурного компонента в образовательном учреждении».
|
Открыла семинар директор школы Полюдченко Н.С.
Далее слово предоставили научному руководителю школы доктору философских наук, профессору, заведующей кафедрой философии ДВГГУ - Арутюнян Маргарите Павловне, которая отметила, что этнокультурный подход требует от педагога осознания того, что каждый ребенок является уникальным представителем своей культуры. Учитель, организуя взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона, выступает в роли посредника между культурами разных народов, организатора межкультурной коммуникации.
|
Этнокультурный компонент образования имеет сегодня широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он соединяет образовательное, культурное, социальное гражданское и личностное начала, обеспечивает связь социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции с потребностью в ощущении культурных корней, психологически прочных связей, стремление к познанию и освоению мира - с потребностью в культурной идентификации с определенной этнической, религиозной общностью с культурно-историческим наследием группы, регионального сообщества, страны в целом. Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее социально-педагогической поддержке. |
|
|
С докладом по теме «Формирование целостного мировоззрения учащихся через этнокультурное содержание» выступила заместитель директора по УВР Ботез Н.С.
ЭТНОКУЛЬТУРА – это совокупность традиционны ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах деятельностной самореализации. В рамках школьного учебного процесса происходит обретение и усвоение ребёнком системы духовных и культурных ценностей, приобщение к национальным культурам. |
В организационно-деятельностном плане уроки строятся на диалоге разных видов народной культуры с доминированием какого-либо вида или с достижением их синтеза, а также на взаимодействии разных видов учебной деятельности по освоению этнокультурного материала с широким привлечением межпредметных связей. В результате подобного подхода учитель не только учит чему-то, даёт сумму знаний, но и формирует мировоззренческие ориентиры, способные направить учащихся в самостоятельный поиск.
|
|
|
Наталья Сергеевна рассказала о разнообразных педагогических средствах в работе с этнокультурным содержанием, применяемых в МБОУСОШ № 32, которые отвечают поставленной цели формирования целостного мировоззрения в нашем образовательном учреждении.
|
Для гостей семинара были предложены открытые занятия:
1 |
10-11
|
«Научное наследие Л.Н.Гумилёва: теория пассионарности и современность» - открытое заседание научного общества «НИМБ» |
Куприянова Галина Романовна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
2 |
2Б |
Фольклорное занятие «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим» |
Якина Лидия Тимофеевна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Головкова Анжелика Николаевна, учитель музыки I квалификационной категории |
3 |
6А |
Историческая мастерская
«В гостях у царя Берендея» - урок истории |
Неделько Наталья Аллановна,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
4 |
9Б |
«Население Центральной России» - урок географии |
Медведева Татьяна Валентиновна, учитель географии I квалификационной категории |
5 |
5В |
«Мир природы и человека в творчестве дальневосточных авторов» - факультативное занятие по ЛДВ |
Авешникова Людмила Георгиевна, учитель русского языка и литературы |
6 |
1А |
«Любимые игрушки и игры» - интегрированное внеклассное занятие |
Трибун Елена Ивановна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Дмитренко Татьяна Валентиновна, учитель физической культуры высшей квалификационной категории |
7 |
5А |
«Природа обиды не простит» - факультативное занятие по ЛДВ |
Полищук Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы |
8 |
5Б |
«Путешествие по старому Хабаровску» - факультативное занятие по наглядной геометрии |
Петрова Светлана Леонидовна, учитель математики первой квалификационной категории |
ФОТОГАЛЕРЕЯ ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ
|
Историческая мастерская
«В гостях у царя Берендея» - урок истории в 6А классе.
Учитель: Неделько Наталья Аллановна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории |
|
|
|
На уроке ребята погрузились в мир славянской языческой культуры, создавая своими руками «берегинь», рассмотрели языческую культуру как элемент современной этнокультуры русского народа.
Видеофрагменты урока
|
|
|
|
|
Фольклорное занятие
«Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим»
Провели: Якина Лидия Тимофеевна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Головкова Анжелика Николаевна, учитель музыки I квалификационной категории
Во 2Б классе прошёл урок-праздник, на котором дети знакомились с обычаями и традициями русского народа через русское народное творчество. Звучали песни, частушки, стихи, ребята водили хороводы, исполняли танцы, играли на балалайке. Гостей встречали караваем, каждый ребёнок предлагал попробовать свои угощенья.
Праздник никого не оставил равнодушным.
Видеофрагменты занятия
|
|
|
|
|
«Научное наследие Л.Н.Гумилёва: теория пассионарности и современность» - открытое заседание научного общества «НИМБ» для учащихся 10-11 классов.
Провела заседание Куприянова Галина Романовна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.
На данном заседании были рассмотрены вопросы:
Вигоросность как пассионарное явление. Субпассионарии.
Вигоросность. Психологическое исследование поведенческих установок вигоросности.
Психологические типы по теории пассионарности Л.Н.Гумилёва.
Способы измерения пассионарной активности.
Этносоциальная стабилизация российского этносоциума.
Пассионарные взрывы.
Биологическое в теории этногенеза
Видеофрагменты занятия
|
|
|
|
|
«Население Центральной России» - урок географии в 9Б классе.
Учитель: Медведева Татьяна Валентиновна, учитель географии первой квалификационной категории
Каждый народ на земле являет собой биосоциальный и культурно-исторический феномен. Каждый народ внес свой особый вклад в цивилизационные процессы.
В течение урока ребята путешествовали по губерниям Центральной России, знакомились с особенностями характера, менталитета русского народа, его историей и культурой. Изюминкой урока стала исследовательская работа учеников по изучению русских костюмов, представляющих губернии Центральной России.
Разработка урока
Презентация к уроку
|
|
|
|
|
«Мир природы и человека в творчестве дальневосточных авторов» - факультативное занятие по литературе Дальнего востока
Учитель: Авешникова Людмила Георгиевна, учитель русского языка и литературы
На занятии ребята познакомились с произведениями известных дальневосточных поэтов о МИРЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА ; рассмотрели неразрывную связь природы и человека, а также взаимодействие литературы с изобразительным искусством и этнической культурой дальневосточных народов. Ребята попытались ответить на вопрос, почему тема «Человек и природа» занимает важное место в литературе Дальнего Востока? Для гостей прозвучали собственные произведения пятиклассников, некоторые из которых вошли в сборник «Я в гости вас зову». |
|
|
|
|
«Природа обиды не простит» - факультативное занятие по литературе Дальнего востока
Учитель: Полищук Анна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Ребята на уроке расширили свои знания о коренных жителях Дальнего Востока, проанализировав сказку ульчского писателя Александра Леонтьевича Вальдю «Друг зверей и птиц» и орочскую сказку «Легенда про любовь к природе», сделали вывод о том, что природа может быть мудра и щедра, а может и наказывать, а гармония с природой, уважительное к ней отношение – залог долгой и счастливой жизни человека, ведь в природе все взаимосвязано.
В конце урока дети составили и защитили коллажи из предоставленных им картинок, доказав, что от нашего отношения к природе напрямую зависит благополучие человека.
Видеофрагменты урока
|
|
|
|
|
|
«Любимые игрушки и игры» - интегрированное внеклассное занятие
Провели: Трибун Елена Ивановна, учитель начальных классов I квалификационной категории, Дмитренко Татьяна Валентиновна, Учитель физической культуры высшей квалификационной категории.
На классном часе первоклассники узнали о том, когда появились первые игрушки, какие были игрушки у девочек и у мальчиков, у разных народов, узнали о японском празднике девочек, которому уже почти 1000 лет, ответили на вопрос, что нужно делать, чтобы игрушка жила долго, а затем поиграли в русскую игру « Заря-зарница», в дагестанскую игру: «Достань шапку», башкирскую игру «Стрелок».
Разработка урока
Презентация к уроку
|
|
|
|
|
«Путешествие по старому Хабаровску» - факультативное занятие по наглядной геометрии
Учитель: Петрова Светлана Леонидовна, учитель математики первой квалификационной категории
На уроке ребята совершили путешествие во времени и оказались в Хабаровске в 1913 году, познакомились с улочками, парками старого города, побывали на Приамурской выставке, посетили нижний рынок на Амуре, где прикупили товар на старые деньги, рассчитали в современных единицах длины размеры реального училища и длину «амурского чуда» - железнодорожного моста.
Видеофрагменты урока
Материалы к уроку |
|
|
|
|
|
Закончился семинар открытым микрофоном, гости мероприятия поддержали идею семинара о том, что огромную роль в формировании целостного мировоззрения учащихся играет этнокультурный компонент, формирующий знание, уважение, понимание и любовь к народам, населяющим нашу необыкновенную страну, их культуре, обычаям, языку, укрепляющий взаимопонимание между народами.
|
|
| |