Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к родной речи – задача первостепенной
важности и нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать? Она начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к своему государству,
к его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству.
Д.С. Лихачёв.
С сентября 2010 года наша школа стала городской экспериментальной площадкой по теме «Школа как социальная среда формирования мировоззрения учащихся». Научный руководитель школы – доктор философских наук, профессор Маргарита Павловна Арутюнян. Все вопросы воспитания, обучения, развития, методики преподавания коллектив школы рассматривает через призму вопросов мировоззрения. Работа с учащимися строится в русле мировоззренческого познания, для которого характерны незавершённость, динамичность, поиск смыслов.
Проблема гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей в последнее время стоит очень остро. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Сегодня одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В 2015-2016 учебном году мы выбрали тему «С чего начинается Родина?», которая объединила весь цикл мероприятий, направленных на формирование мировоззрения учащихся. Представляем вашему вниманию наш проект реализации данной темы.
ЦЕЛЬ: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
ЗАДАЧИ:
· Сформировать у детей представления о семье, роде, доме, малой родине, стране России, в которой они живут.
· Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
· Воспитывать любовь и уважение к своей родине-России, к своей нации, толерантное отношения к представителям других национальностей.
· Воспитывать уважительное отношение к человеку - труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
· Формировать представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.
Формирование мировоззрения невозможно представить без духовно-нравственного воспитания личности гражданина России – педагогически организованного процесса усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, таких как патриотизм, национальное самосознание (идентичность), национальный воспитательный идеал.
Вся деятельность школы направлена на формирование этих базовых ценностей как через урочную, так и внеурочную деятельность. На уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках обществознания в 6-7 классах, в планах воспитательной работы классных коллективов были запланированы и в дальнейшем реализованы мероприятия по проектно-исследовательской деятельности учащихся под названием «Моя семья».
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у школьников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Ученики 1-2-х классов работали над проектами по теме «Как живёт моя семья», учащиеся 3-7 –х классов выполняли проектно-исследовательские работы, связанными с изучением родословной своей семьи.
В ноябре 2015г. среди учащихся 7-х классов прошла защита проектов на тему "История моей семьи". Обучающимися было подготовлено 37 работ. 12 учащимся было предложено продолжить свою работу для участия в научно-практической конференции. Руководитель проекта Куприянова Галина Романовна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории.
В январе 2016г. ребята 5-8 классов продолжили изучение своей семьи, выполнив проектные работы на тему «Профессии моей семьи».
При выполнении проектных работ ребята отвечали на проблемные вопросы:
- почему надо изучать историю своей семьи?
- что такое малая родина для меня?
- как людям сохранить то, что создано раньше?
- что я знаю о России?
Школа тесно сотрудничает с родителями своих воспитанников. В октябре 2015г. прошла общешкольная родительская конференция «Школа – территория безопасности».
Хорошей традицией в школе стало проведение праздничных мероприятий, посвящённых празднику «День Матери». Накануне праздника прошли:
· Школьная выставка-конкурс «Открытка для мамы». В конкурсе приняли участие ученики 1-4 классов.
· Конкурс чтецов стихотворений ко Дню Матери.
· Конкурс презентаций о маме и бабушке для учащихся 5-11 классов.
· Конкурс рисунков и газет «Любимая мамочка».
· Концертные программы для мам, посвящённые «Дню Матери» прошли в 1Б, 1Д, 2А, 2Б, 5Б, 6А, 8Б, 9В классах.
Самым ярким моментом стал праздничный концерт, посвященный Дню Матери, который состоялся 28 ноября 2015 года. Администрация школы поблагодарила мам, принимающих активное участие в жизни школы, за кропотливую работу и ответственность, за щедрость души, доброжелательность и свежие идеи, внедряемые на благо школы. Фотоотчет с мероприятия смотрите здесь.
Школьные традиции позволяют педагогическому коллективу школы быть всегда в поиске, творить и вдохновлять своих воспитанников на «маленькие» и «большие» открытия. Ежегодно ученики школы ждут, что же нового принесёт им … школьный интеллектуальный марафон? В этом учебном году была выбрана тема интеллектуального марафона «Знаменитые люди России».
Мы, педагоги, осознаём, что перед нами стоит сложная задача – формирование качественно нового мировоззрения, предполагающего глобальное мышление и локальное действие. Исторический опыт прошлого демонстрирует нам примеры подлинных человеческих ценностей: Родина, семья, жизнь, память поколений. Для учеников необходимо открывать новые страницы истории, поэтому началась кропотливая подготовительная работа. Ребята готовили газеты, презентации, сообщения о тех, кто в разные эпохи внёс свой вклад в историю России в различных научных областях. Интеллектуальный марафон начался с викторины (смотрите презентацию), затем ребятам были предложены различные вопросы по блокам: культурология, языки, физико-математические науки, естественные науки. Можете подробней ознакомиться с некоторыми комплектами заданий: математика, русский язык и литература, биология, химия, английский язык.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в различных конкурсах, среди которых, есть конкурсы, организованные Отделом образования Хабаровской епархии Русской Православной Церкви.
- Ученики нашей школы приняли участие в конкурсе «Красота божьего мира-2015». Ученик 8а класса Смотров Герман стал победителем международного конкурса детского творчества «Красота божьего мира-2015» (диплом III степени), педагог – учитель ИЗО высшей категории Сиденко Любовь Архиповна.
Учащиеся 8в класса Козинская Виктория, Петрова Елизавета стали победителями на городской конференции «Образ Св. Владимира первосвятителя земли Русской» в рамках Хабаровского регионального этапа XXIV Международных Рождественских образовательных чтений. Педагог – Авешникова Людмила Георгиевна, учитель русского языка и литературы.
22.10.2015г. ученики 5-х классов приняли участие в проекте «Аутентичные традиции города Хабаровска: нанайские сказки», проводимом ХКОО «Объединение по защите культуры, прав и свобод коренных малочисленных народов Приамурья». 18 работ учащихся нашей школы, по результатам конкурса иллюстраций к нанайской сказке «Два слабых и один сильный», вошли в опубликованный сборник нанайских сказок. (презентация)
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Вопросы по краеведению традиционно рассматриваются как на уроках биологии, географии, истории, литературы, ИЗО, так и во внеурочной деятельности. Ребята 5-х классов еженедельно ходят в музей на мастер-классы или выезжают на экскурсии по городу, воспитанники театральной студии поставили сказку «Теремок» на английском языке.
2016 год – перекрёстный год английской и русской литературы, в связи с этим в рамках предметной недели по английскому языку прошёл конкурс газет на английском языке, посвящённый жизни и деятельности русских и английских писателей и поэтов и конкурс стихов английских и русских поэтов (в переводе) на английском языке.
Члены нашего педагогического коллектива уделяют большое внимание интеграции различных предметных областей. В этом учебном году в рамках фестиваля педагогических идей «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика» были даны открытые уроки и внеклассные мероприятия по теме реализуемого проекта:
- Открытый урок окружающего мира в 1 Г классе по теме «Как живет семья». (Бредюк Н.А.)
- Внеклассное занятие «Подарок для мамы» во 2 А классе. (Малых Л.Е.)
- Интегрированный урок по истории и биологии «Особенности развития хозяйства в ХVI—XVII вв. в Московском царстве» (Куприянова Г.Р., Маркова Г.И.)
- Открытое внеклассное мероприятие «Русские национальные традиции в праздновании Нового года и Рождества» (Куприянова Г.Р., Головкова А.Н.)
- Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству «Золотые купола» с приглашением слушателя Духовной семинарии звонаря Павла (Головкова А.Н., Сиденко Л.А.)
А наша работа продолжается… Хочется закончить словами Елены Головных:
Мне однажды в жизни повезло:
Я однажды родилась в России –
В том краю, где от берёз светло,
На земле, которой нет красивей.
Моя любовь – моя земля,
Моя красивая Россия.
Её озёра и поля,
Берёзы, вербы да осины.
Всё это навсегда со мной
И в счастье, и в беду лихую.
На свете нет другой такой,
Да и зачем её, другую?